Как заемщику приструнить банк
Те, кто хоть раз обращался в банк за кредитом, знают, насколько непробиваемы банкиры относительно внесения изменений в их типовые кредитные договора. И если с условиями кредитного договора еще можно мириться (они более или менее укладываются в рамки законности), то с навязыванием дополнительных услуг банкиры явно перегибают палку.
Так, если установление платы за дополнительные услуги вполне законно, то навязывать потребителю неосновные услуги банки не вправе. А относительно правомерности взымания платы за услуги, которые банки обязаны совершать при заключении кредитных договоров, то это незаконно.
Особо остро данные несоответствия проявляются в таком виде кредитования, как потребительское. Очень много новелл в потребительских кредитных договорах, которые прямо противоречат императиву, заложенному в законе о защите прав потребителей.
Основные нарушения прав потребителей, допускаемые российскими банками:
- Взимание комиссии за обслуживание текущего счета, открытого по требованию, заложенному в кредитном договоре.
- Навязывание заемщику требования погашать сумму неустойки перед уплатой суммы кредита и процентом за его пользование.
- Уплата заемщиком комиссии за выдачу кредита и наложение штрафа за досрочное погашение задолженности по кредиту.
Обобщенная судебная практика в большинстве случае выявления подобных нарушений свидетельствует о том, что суды принимают сторону потребителя и расценивают вышеуказанные обременительные требования как ничтожные.
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба РФ в октябре прошлого года запретила кредитным учреждениям требовать заключения в обязательном порядке договора страхования жизни заемщика.
Напомним, что права потребителей охраняются Федеральным Законом «». В случае обнаружения того, что банк ущемляет права заемщика, последний может подать жалобу в Роспотребнадзор.