Памятка. Что делать после экспертизы?
Итак, у Вас на руках экспертное заключение. Что делать дальше?
1.Вы берете экспертное заключение и его копию, идете в магазин, где была совершена покупка.
2. Предъявляете копию заключения в магазине по месту покупки (внимание: оригинал остается у вас и выдается только после того, как вам вернули деньги за приобретенный товар и компенсировали расходы на экспертизу) и требуете возврата денежных средств или обмена товара в соответствии с 18 статьей ЗоЗПП "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков". Если продавец уверяет Вас, что гарантия на данный товар действует полгода(год), то в течение 2-х лет с моменты приобретения вы тем не менее имеете право :
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
3. Если продавец указывает вам на то, что приобретенный вами товар относится к технически сложным, то вы сверяетесь с перечнем технически сложных товаров* и
А) если он к ним действительно относится, то ссылаетесь на закон о Защите прав потребителя статья 18 - в соответствии с которой технически сложный товар подлежит обмену и возврату в течение 15 дней со дня покупки, а также при обнаружении в таковом существенного недостатка:
«В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в (...) случае обнаружения существенного недостатка товара».
Б) если Ваш товар не относится к технически сложным, то смотрите пункт 2.
4. Если продавец заявляет Вам, что без лицензии экспертное заключение недействительно, то Вы говорите о том, что экспертная деятельность не лицензируется в соответствии с Федеральным законом № 128-Ф33 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001.
Для осуществления экспертной деятельности необходимо заверенный министерством юстиции устав, в котором перечислены все виды экспертиз, которых разрешено проводить. Так же необходимы документы подтверждающие правомочность эксперта проводить данную экспертизу, а именно диплом эксперта, сертификаты (если есть) и стаж работы по данному направлению.
5. Если устное требование не удовлетворяется продавцом, то вы оформляете письменное требование на имя руководителя магазина или индивидуального предпринимателя, где указываете Ваше: Ф.И.О., адрес проживания, телефон, паспортные данные, стоимость и наименование покупки, причину возврата, ставите свою подпись. и дату. Требование желательно оформить в двух экземплярах, где на Вашем экземпляре должны сделать отметку: должность сотрудника магазина, его Ф.И.О., входящий номер и дата принятия.
6. Помимо возврата денежных средств или обмена товара на аналогичный надлежащего качества вы вправе требовать возмещения стоимости проведения независимой экспертизы в соответствии с той же 18 статьей: « В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет».
7. Если сотрудник магазина отказывается подписывать и рассматривать выдвинутое вами требование, то Вы отправляете его заказным письмом с уведомлением на юридический адрес организации (магазина).
8. В том случае, если продавец выказывает желание провести самостоятельно вторую экспертизу, то Вы имеете право отказаться и настаивать на проведение повторной экспертизы только по решению суда.
9. Если продавец в магазине решает обдумать ваше требование и вынести решение вместе с начальством - то для этого у него есть определенный установленный срок. Помните, что в соответствии со ст.22 Закона РФ "О защите прав потребителей", Ваши требования подлежат удовлетворению со дня предъявления указанного требования.
Перечень требований |
Срок выполнения |
Безвозмездно устранить недостатки |
Незамедлительно или в срок, определенный соглашением сторон в письменной форме, но не более 45 дней. |
Возместить расходы на устранение недостатков |
10 дней |
Соразмерно уменьшить покупную цену |
10 дней |
Заменить товар |
7 дней, но при необходимости проверки качества - 20 дней, а если на момент предъявления требования нет такого товара - 1 месяц |
Расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы |
10 дней |
Возместить убытки, причиненные потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества |
10 дней |
Безвозмездно предоставить на время ремонта (замены) товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами |
3 дня по требованию потребителя |
10. Если продавец нарушит сроки удовлетворения Вашего требования по возврату денег, предусмотренные ст.20,21,22 Закона сроков, то в таком случае Вы вправе предъявить продавцу требование по выплате неустойки, которая исчисляется за каждый день просрочки в размере 1% от цены товара.
Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренные законом, подлежат удовлетворению в добровольном порядке, в противном случае за Вами остается право на судебную защиту.
11. Следующая инстанция, куда Вы можете обратиться, если все вышеуказанное не принесло результатов - это Роспотребнадзор, ближайший по местонахождению магазина. В этой организации Вам подскажут дальнейшие действия по защите ваших прав.
12. И, наконец, в том случае, если все перечисленные действия не привели к закономерному результату, то Вы можете подать иск в судебном порядке. Если вы решите обратиться в суд, то свяжитесь с нами для подготовки пакета документов для суда Вы вправе обратиться в суд по Вашему месту жительства, месту нахождения (регистрации) ответчика или месту заключения договора, т.е. месту покупки товара.
13. Вы также имеете право через суд требовать возмещение всех затрат на экспертизу и возмещение морального ущерба.
*Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2007 г. N 234-ФЗ)
К таким товарам относятся автотранспортные средства, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники, морозильники, стиральные машины автоматические, тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы и персональные компьютеры.