Московское   Центральное Отдел.:
  +7(495)784-74-03
   
Воронежское   Региональное Отдел.:
  +7(4732)61-2044
   
 
 

Сколько лет правам потребителя?

 
 

Потребительское право – это отрасль права, которая включает в себя гражданский, административный и уголовный аспект. Потребительское право регулирует отношения по удовлетворению культурных, материальных и иных потребностей граждан. В первой четверти двадцатого века в Америке, Англии, а также других странах стали возникать лиги покупателей, являющиеся аналогом современного центра защиты прав потребителей.

Целью создававшихся лиг являлось формирование культуры потребления, а также создание и укрепление мер воздействия в отношении изготовителей и продавцов. Практиковалось создание «белых списков» компаний и изготовителей, которые заслужили доверие у потребителей. Разумеется, многие компании хотели оказаться в числе «чистеньких», тем самым увеличивая количество покупателеоборота и приобретая уважение в глазах потенциальных потребителей их товаров и услуг. Но, к сожалению, данная мера не могла являться исчерпывающей в отношении противостояния компаниям-злостным нарушителям базовых принципов хорошей торговли.

Наконец, система государственного регулирования взаимоотношений продавца и потребителя была создана. Эта дата впоследствии стала праздником – Всемирным днем защиты потребителя. В этот день 15 марта 1961 г. Президент США Дж. Кеннеди в своем выступлении сформулировал четыре базовых потребительских права:

1. Право на безопасность. То есть товары и услуги не должны причинять вреда здоровью и жизни потребителей, а также загрязнять окружающую среду.

2. Право на информацию. Это одно из важнейших прав, которое означает, что потребитель может и должен быть ознакомлен  со всеми достоверными характеристиками и особенностями товара для совершения оптимального для себя выбора.

3. Право быть услышанным. Это право можно также перевести как «свобода слова». То есть потребитель имеет право не только получать информацию о товарах и услугах, но и озвучивать ее, распространять любыми способами – именно таким образом и складывается доверие потребителей к определенной марке – путем передачи информации о ней из уст в уста.

4. Право на здоровую окружающую среду. Здесь комментарии излишни, стоит лишь отметить, что загрязнение окружающей среды может повлечь ущерб человеку или его имуществу, и этот ущерб должен быть оценен и возмещен

Приблизительно с 70-х годов 20-го столетия большинство западных странах разработали свои собственные законы о защите прав потребителя. Государства стали создавать системы мер по охране потребительских прав с принятием соответствующего законодательства, по сути вторгающегося в договорные отношения сторон с целью защиты более слабой стороны - потребителя.

В РФ потребительское право в качестве отдельного правового подраздела впервые появилось лишь в начале девяностых годов.

До этого момента отношения, возникающие между продавцом и потребителем товаров и у слуг, относились к разделу прав гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателей в случае продажи им вещей ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «право заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Этими актами фиксировались и утверждались права, обязанности и степень ответственности граждан, вступающих в договорные взаимоотношения. Между тем такое законодательство не было плотно и удобно приспособлено к такому важному и распространенному контингенту, который зовется потребителями и продавцами-изготовителями товаров и услуг.

Первая ласточка правового регулирования потребительского рынка была запущена с разработкой Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Принятие Закона СССР «О защите прав потребителей» еще более четко и полно зафиксировала положения, касающиеся охраны и отстаивания потребительских интересов. К сожалению, этот Закон так и не вступил в силу по вполне объективным причинам (распад СССР), но его большая заслуга в том, что он стал эталоном для новых законодательных актов стран-участниц СНГ.

Обратная связь

  • Введите цифры