Верховный суд хочет сделать оценщиков вершителями судеб
Верховный Суд предлагает экспертам рассмотреть и обсудить проект постановление пленума «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных действий». Эксперты должны высказать свое мнение о том, стоит ли считать откат взяткой или растратой, ведь от квалификации преступления зависит мера наказания, указанная в Уголовном Кодексе РФ. Во-вторых, необходимо решить, какие выгоды, кроме денег, можно отнести к взяткам.
Верховный Суд со своей стороны предлагает считать отказ взятой в двух случаях – если договор на поставку товара заключен в обмен на вознаграждение или когда товары, купленные не выше рыночной стоимости, но с «комисионными».
Растратой вверенных средств предлагается считать случаи, когда цена контракта завышена. Эксперты, которые успели ознакомиться с постановлением, отметили, что получение взятки грозит лишением свободы от 3 до 15 лет, а наказание за растрату – от 2 до 10 лет. Из-за этого переквалификация дел по откатам, при заключении контрактов по ценам выше рыночных, на статью о «растрате» приведет в абсурдной ситуации, когда коррупционеры будут сознательно завышать цены, чтобы снизить в случае чего, себе наказание. Адвокаты считают, что в таком случае правоохранителям будет выгоднее не бесплатно открывать дело по этой статье.
Перспектива привязки квалификации отката к рыночной цене приобретаемого по госконтракту уже вызывает оживление среди оценщиков. Они считают, что при таком подходе, именно оценщикам придется решать, взятка или растрата имела место в том или ином случае. До этих пор оценщики не участвовали в скандалах, связанных с покупкой различного имущества для государственных нужд по завышенным ценам, поскольку законодательство не требовало проведения обязательной оценки при заключении госконтрактов, в теперь оценщики будут фактически решать, какое наказание понесет провинившийся чиновник. Ученые пока не могут прийти к единому мнению, что же считать предметом взятки. Верховный суд предлагает отнести к ней не только деньги, ценные бумаги и прочее имущество, но и услуги имущественного характера. Например, предоставление лицу любых имущественных выгод, в том числе, освобождение от имущественных обязательств, либо предоставление без эквивалентного имущественного возмещения благ, стоимость которых можно установить на рынке незаконных услуг. В этом случае, взяточничеством может считаться прощение долга, предоставления кредита по заниженной процентной ставке, бесплатный ремонт жилья, и даже написание диссертаций. В любом случае, решающая роль отводится оценщикам, так как чтобы установить была ли цена завышена, нужно узнать какая цена в принципе должна была быть.
Есть риск и того, что такое постановление ВС может вызвать спектр новых коррупционных возможностей. Нечестный чиновник будет заинтересован в «нужной» оценке имущества или услуг, а во-вторых, в подкупе следователя. Авторы документа уточняют, взяткой не считается случай, когда человек берет деньги за свои профессиональные услуги, например, доктор провел операцию пациенту и за это получил вознаграждение – это не взятка, а если за отдельную плату в больнице выдают палаты с лучшими условиями – то тут коррупция налицо. Также документ не советует должностным лицам брать подарки ценой менее 3 тысяч рублей, если они носят характер подкупа (хотя подарки эквивалентные этой сумме чиновникам разрешены по закону).