Защита прав потребителя при онлайн торговле
На сегодняшний день большинство людей моложе 40 лет совершают покупки преимущественно через Интернет. Удобство поиска товаров, конкурентные цены, возможность моментального сравнения характеристик, отсутствие необходимости ездить за товаром и доставка в удобное время – основные плюсы интернет-магазинов.
Поскольку любая покупка, совершённая физическим лицом в личных нуждах, регламентируется законом «О защите прав потребителя», это же правило распространяется и на покупки через сеть. Однако из-за незнания собственных прав и игнорирования директив закона продавцами, далеко не всегда так происходит в реальности, в результате чего покупатели порой сталкиваются с существенными сложностями.
Между тем, вышеуказанный нормативный акт относит торговлю через Интернет к «дистанционному способу продажи» и предусматривает для него не меньшую защиту, чем для обычных способов покупок. Это значит, что наказать недобросовестного продавца можно даже, если он осуществляет свою деятельность через сеть! В данной статье мы поможем разобраться в перипетиях электронной торговли и попытаемся дать советы по возможным способам защиты прав потребителя в случаях, когда они нарушаются.
Особенности дистанционной продажи товара
Закон «О защите прав потребителей» относит к дистанционному способу продажи такой её вид, при котором потребитель знакомится с предлагаемым товаром посредством каталогов, фотоснимков и средств связи. Если провести аналогию и соединить эти способы, то получится идеальная совокупность – интернет-магазин.
Ниже приведены основные отличительные черты дистанционного вида продаж:
1) Законодатель предписал продавцу, предлагающему дистанционный способ продажи, в обязательном порядке знакомить покупателей с техническими характеристиками товара, его потребительскими свойствами. В момент передачи товара продавец обязан предоставить покупателю эти же сведения на бумажном носителе, а также оформить и выдать гарантийный талон.
2) В обязательном порядке продавец должен предоставить и сведения, касающиеся его самого, как субъекта предпринимательской деятельности - раскрыть организационно правовую форму (ИП, ООО, ЗАО, ОАО), юридический и фактический адреса, контактные телефоны.
3) До передачи товара, приобретённого дистанционно, покупатель вправе отказаться от его приобретения, при этом никаких санкций он не несёт.
4) В отличие от классического способа покупки, покупатель, заказывая товар через Интернет, вправе осуществить его возврат в течение 7 дней, что вдвое меньше срока для аналогичной покупки в обычном магазине. Однако, если сведения о порядке осуществления возврата не были доведены до покупателя, у него есть 3 месяца на эту процедуру.
5) Потребитель не может отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если этот товар может быть использован исключительно приобретателем.
6) Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
7) Отсутствие у потребителя чека не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. Ими могут быть отчёты о принятии заказа, его движении, поступающие, как правило, на электронную почту; отчёты о списании денег с банковской карточки и пр.
8) Продавец обязан вернуть цену товара в течение 10 суток со дня поступления претензии от покупателя, при этом стоит иметь в виду, что эта сумма не включает стоимость доставки.
Автор публикации - адвокат по защите прав потребителя Вадим Багатурия.